Полковник Сергей Немченко – один из организаторов Военного воздушного флота России
Имя Сергея Аполлоновича Немченко, одного из руководителей отечественного Военного воздушного флота (ВВФ), до сих пор остается известно лишь узкому кругу специалистов.
Он родился 26 сентября 1871 года в семье потомственных дворян Киевской губернии. По окончанию Владимирского Киевского кадетского корпуса С.А. Немченко поступил в 3-е военное Александровское училище, где с успехом продолжил постигать азы военных знаний. Окончив училище с отличием, молодой офицер получил погоны подпоручика и был прикомандирован к 4-му саперному батальону, расквартированному в Киеве. Через два года ему в торжественной обстановке вручили диплом об окончании Военной электротехнической школы, созданной в 1894 году на базе Электротехнического офицерского класса.
Как хорошо подготовленного специалиста, имевшего склонность к изобретательской деятельности, поручика Немченко назначили на административную должность в аппарат инженерного ведомства. В этот период в его недрах шло активное развитие военного воздухоплавания, заложившего основы ВВФ России. Сергея Аполлоновича увлекло новое направление военного дела. В 1898 году он успешно окончил полный курс Офицерского класса Учебного воздухоплавательного парка (УВП), а в июне 1904 года – Николаевскую инженерную академию (с дополнительным курсом по 1-му разряду). Новым местом службы стал Туркестанский военный округ, где штабс-капитан С.А. Немченко получил должность обер-офицера окружного инженерного управления.
В период Русско-японской войны 1904–1905 годов Сергей Аполлонович проявил себя активным сторонником проведения так называемых «гуманитарных операций», непосредственно участвуя в деятельности Российского общества Красного Креста, созданного еще в 1854 году по инициативе великой княгини Елены Павловны и выдающегося русского хирурга Н.И. Пирогова. Позднее, в 1908 году, он был удостоен специальной медали Общества.
В июне 1907 года инженер-капитан С.А. Немченко был переведен в инженерное управление крепости Кушка, самого южного военного укрепления Российской империи. Однако острая востребованность военного ведомства в специалистах военного воздухоплавания вновь привела его в столицу. В январе 1908 года его прикомандировали к воздухоплавательному отделу управления электротехнической части Главного инженерного управления (ГИУ) с зачислением в Санкт-Петербургское крепостное инженерное управление.
Десятые годы XX века были периодом создания отечественного военного воздухоплавания. Поскольку ставка делалась на привлечение соответствующих новых технологий ведущих европейских государств, то представители УВП настойчиво укрепляли контакты с воздухоплавательными фирмами Франции, Германии, Англии и Италии. Одновременно делались попытки наладить собственное дирижаблестроение.
Вследствие хорошего знания иностранных языков в период 1908–1909 годов Сергей Аполлонович неоднократно выезжал в зарубежные командировки с целью получения новой информации по конструированию летательных аппаратов. По результатам этих поездок он подготовил доклад, в котором обобщил полученные данные о технологическом процессе строительства управляемых аэростатов (дирижаблей) и их эксплуатацию. На основе этого доклада во Франции был приобретен дирижабль «Patrie» братьев Поля и Пьера Лебоди. Летом 1909 года на основе которого началось строительство первого отечественного управляемого аэростата с названием «Комиссионный».
Дирижабль «Кречет» («Комиссионный»)
Осенью 1910 года под командованием инженер-капитана С.А. Немченко были организованы пробные полеты этого дирижабля, получившего новое название «Кречет», с семью офицерами-пассажирами. В дальнейшем дирижабль включили в парк воздушных судов армии. В период 1910–1911 годов Сергей Аполлонович руководил приемкой на вооружение Русской императорской армии военных дирижаблей.
Одновременно он разработал несколько теоретических работ, посвященных вопросам военного воздухоплавания. В их числе: «Управляемые аэростаты и война» (1909 г.), «Тактика воздухоплавания» с приложением брошюры «Воздухоплавательные аппараты и их военное значение» (1909 г.), «Крайняя необходимость немедленного производства совместных опытов воздухоплавания с артиллерией» (конспект, 1910 г.), «Техническая организация военного воздухоплавания» (1912 г.) и др.
Титульный лист книги С.А. Немченко Техническая организация военного воздухоплавания. Серия: Воздухоплавание. Вып. 10. СПб., 1912 г.
При этом С.А. Немченко выступал не только теоретиком, но и конструктором воздухоплавательной техники. Совместно с инженером А.Е. Гарутом он спроектировал небольшой полужесткий скоростной разведывательный дирижабль «Кобчик», внешне напоминавший воздушные корабли итальянского конструктора Э. Форланини. После официальной приемки управляемого аэростата его отправили на Дальний Восток в состав 4-й Сибирской воздухоплавательной роты.
Полужесткий дирижабль «Кобчик». Пробный полет над Волковым полем в окрестностях Санкт-Петербурга. 12 августа 1910 г..
В декабре 1910 года подполковник Немченко получает назначение на должность делопроизводителя воздухоплавательного отдела электротехнической части ГИУ. В этот период он принимал активное участие в формировании нового облика ВВФ на основе воздухоплавания и авиации. Немченко также стал постоянным членом различных конкурсных комиссий, деятельность которых была направлена на поиск оптимальных для военного дела летательных аппаратов отечественных и зарубежных конструкций.
Во время конкурса военный аэропланов. Первы слева в первом ряду подполковник С.А. Немченко Санкт-Петербург. Корпусной аэродром. 1913 г.
С августа по октябрь 1912 года Сергей Аполлонович исполнял обязанности начальника вновь образованного воздухоплавательного отдела Главного управления Генерального штаба (ГУ ГШ). Позднее отдел был преобразован в воздухоплавательную часть (начальник – генерал-майор М.И. Шишкевич), а Немченко назначен начальником ее технического отделения. Он участвовал в подготовке предложений военно-политическому руководству страны по ключевым вопросам развития ВВФ. Сергей Аполлонович выдвигал идею разделения разведывательной авиации дальнего и ближнего действия, применительно к российским условиям. Он предлагал использовать так называемую «силовую» тактику применения авиации в борьбе за завоевание превосходства в воздухе. Свои взгляды Немченко мог непосредственно докладывать руководству военного ведомства, временно исполняя должность начальника воздухоплавательной части ГУ ГШ в июне – августе 1913 года.
В январе 1914 года вместо централизации управления ВВФ оно было разделено между ГУ ГШ и ГИУ. С передачей технических вопросов ВВФ в Главное военно-техническое управление (ГВТУ, бывшее ГИУ), подполковник С.А. Немченко был назначен начальником его воздухоплавательного отделения. На этой должности он встретил начало Первой мировой войны.
Для высшего полевого управления войсками на театре военных действий была создана Ставка Верховного главнокомандующего (ВГК) с соответствующими управлениями и службами. В Управление дежурного генерала при Ставке была учреждена должность штаб-офицера для делопроизводства и поручений по авиации. Наиболее подходящей признали кандидатуру полковника Немченко. Сергей Аполлонович прибыл в Ставку, дислоцировавшуюся в Барановичах, в начале августа 1914 года, и сразу принялся за разработку планов использования воздушных сил для отражения врага.
Ему пришлось решать ряд проблем, возникших перед подразделениями ВВФ с началом войны. Так, помимо распыления по армиям и корпусам легкой авиации, остро стоял вопрос использования на фронте тяжелой бомбардировочной авиации. С.А. Немченко, согласившись с доводами председателя правления АО «Русско-Балтийский вагонный завод» М.В. Шидловского объединить имевшиеся в армии воздушные корабли «Илья Муромец» в специальное соединение с непосредственным подчинением его Штабу ВГК, сумел убедить в этом его начальника генерала от инфантерии Н.Н. Янушкевича. Со своей стороны, М.В. Шидловский также получил поддержку у военного министра генерала от кавалерии В.А. Сухомлинова.
Воздушный корабль «Илья Муромец-1» у станции Плюсса. Сентябрь 1914 г.
23 декабря 1914 года император Николай II утвердил решение Военного совета при военном министре о разделении авиации на тяжелую, подчиненную Штабу ВГК, и легкую, входившую в войсковые соединения и подчинявшуюся заведующим организацией авиационного дела в армиях Северо-Западного и Юго-Западного фронтов. В свою очередь, для руководства авиацией действующей армии за исключением тяжелой бомбардировочной и морской в январе 1915 года было создано ее управление (Авиадарм) во главе с великим князем Александром Михайловичем. В принятии своих решений последний был обязан проводить необходимые согласования со Ставкой ВГК и Генеральным штабом.
Недостаточная компетентность начальника Штаба ВГК генерала Н.Н. Янушкевичем, а затем и генерала М.В. Алексеева особенностей и специфики применения ВВФ в боевых действиях, полностью компенсировались личным мнением С.А. Немченко. В результате всесильному «шефу Воздушного флота» часто приходилось выслушивать доводы какого-то «строптивого полковника». Такая постановка вопроса явно не нравилась руководителю Авиадарма, действия которого были направлены на объединение всей системы управления воздушными силами действующей армии в одних руках. Тем не менее, Сергей Аполлонович в меру своих сил и возможностей противостоял растущим планам великого князя.
Вместе с тем сложившиеся между ними натянутые отношения не мешали их совместной работе по строительству ВВФ. И этому есть немало примеров. В ноябре 1915 года полковник Немченко, как представитель Ставки ВГК, приняв участие в обсуждении вопросов авиационного снабжения, активно поддержал предложения Авиадарма по формированию новых авиачастей. Для этого с учетом убыли авиационной техники требовалось к середине следующего года дополнительно получить 600 аэропланов различных типов (преимущественно за счет поставок из-за границы). Наиболее безопасным маршрутом доставки в Россию авиационных и воздухоплавательных грузов был признан северный путь с портами Архангельском и строящимся Романов-на-Мурмане (Мурманск). По поручению генерала Алексеева Сергей Аполлонович подготовил специальный доклад военному министру, в котором высказал официальную точку зрения руководства Ставки ВГК по данной проблеме. Были поддержаны и предложения Авиадарма по увеличению кадра военных летчиков и расширению сети учебных летных заведений в стране.
Однако имелись и существенные разногласия с великим князем. В частности, Ставка ВГК и Авиадарм не смогли прийти к компромиссу по так называемым «авиационным дружинам». Рассматривая их в качестве авиационного резерва, Александр Михайлович был категорически против включения последних в штатную структуру ВВФ. Камнем преткновения стала Авиационно-автомобильная дружина, сформированная на личные средства генерал-адъютанта графа А.Д. Шереметева в интересах Петроградского района воздушной обороны. Несмотря на ее перспективность с точки зрения защиты крупных военных и административных объектов от угрозы с воздуха, великий князь считал такие формирования лишь обузой для ВВФ действующей армии. С такой позицией Сергей Аполлонович был абсолютно не согласен, предлагая использовать Дружину в качестве авиационного резерва.
Немченко также являлся активным сторонником развития в рамках разведывательной авиации фотометрического дела. Он полностью поддержал мнение начальника Гатчинской военной авиационной школы полковника С.А. Ульянина в необходимости подготовки наблюдателей-топографов. С убытием последнего в длительную зарубежную командировку Сергей Аполлонович сумел убедить руководство Ставки ВГК в целесообразности введения в штат авиационного отряда каждого армейского корпуса офицера-топографа. Раздраженный таким шагом, Авиадарм неожиданно предложил ему должность одного из своих помощников. Однако Немченко, вовремя оценив тайный смысл такой «милости», грозившей ему отчислением в последующем в резерв чинов, ответил великому князю категорически отказом и продолжил с должным упорством отстаивать точку зрения руководства Штаба ВГК, недовольного усиливавшимися позициями Авиадарма.
События Февральской революции 1917 г. и последовавшая добровольная отставка в середине апреля великого князя Александра Михайловича от занимаемой должности немедленно привели к реорганизации системы управления ВВФ. Ставка начала проводить в жизнь собственный проект. Авиадарм был ограничен в рамках Полевого управления авиации и воздухоплавания (ПУАВ) при Штабе ВГК, превратившись в одну из его многочисленных структур.
19 апреля 1917 года полковник Немченко был откомандирован в Киев «для временного исправления обязанностей начальника управления авиации и воздухоплавания и его переформирования». Новым руководителем Авиадарма стал заместитель начальника Управления ВВФ при военном министре (Увофлота) полковник С.А. Ульянин. В период зарубежной командировки того Сергей Аполлонович продолжал временно исполнять обязанности начальника ПУАВ. Вследствие отсутствия необходимого боевого опыта Ульянин вскоре был вынужден вновь вернуться к исполнению своих обязанностей в Увофлоте. 22 июня 1917 года состоялся приказ о назначении начальником ПУАВ бывшего инспектора авиации армий Юго-Западного фронта подполковника В.М. Ткачёва.
В июле полковник Немченко был вызван в столицу с включением в комиссию генерала А.Д. Гескета. По завершению своей работы в ней в сентябре 1917 года Сергей Аполлонович возвратился в Ставку ВГК на должность штаб-офицера для поручений управления дежурного генерала. Вскоре состоялась длительная командировка во Францию для реализации заказов на поставку вооружения и военной техники для нужд ВВФ.
Последующие Октябрьские события 1917 года и начавшаяся Гражданская война в России стали причиной невозвращения части русских военных летчиков на родину. Сделал свой окончательный выбор и полковник С.А. Немченко, отказавшись участвовать в общероссийской трагедии.
За заслуги перед Отечеством полковник С.А. Немченко был награжден орденами Св. Владимира 4-й ст., Св. Анны 2-й и 3-й ст., Св. Станислава 2-й и 3-й ст., а также Бухарским орденом Серебряной звезды 1-й ст.
Алексей Лашков,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат исторических наук