Попов Андрей Александрович
ПОПОВ Андрей Александрович [22.9(4.10).1821, Санкт-Петербург, – 6(18).3.1898, там же], российский кораблестроитель, адмирал (1891).
Будущий адмирал родился в семье управляющего Охтенской верфью поручика корпуса корабельных инженеров Александра Андреевича Попова и его жены Марии Александровны (в девичестве Жоховой). Кроме него в семье уже росла дочь Юлия. С детства Андрея отличала тяга к новым знаниям. К девяти годам он остался без матери, поэтому был отдан в морскую роту Александровского кадетского корпуса для малолетних сирот, располагавшуюся в Царском селе. С сентября 1831 года Андрей Попов продолжил обучение в Морском кадетском корпусе. В январе 1837 года его произвели в гардемарины и направили на двухгодичную практику на корабли Балтийского флота. В течение двух лет он служил на фрегате «Амфитрида», линейных кораблях «Лефорт» и «Не тронь меня». Строителем последнего из них был старший Попов. В декабре 1838 года Андрей Александрович удостоился первого офицерского чина «мичман» и получил назначение в 32-й флотский экипаж Черноморского флота.
В этот период флот под командованием вице-адмирала М.П. Лазарева участвовал в боевых действиях на Кавказе. Корабли обеспечивали морскую блокаду Кавказского побережья, которая должна была прекратить поставки горцам оружия из Турции и вывоз невольников. Флот доставлял войска и материалы для строительства укреплений будущей Черноморской береговой линии. Эти походы Лазарев считал хорошей практической школой для моряков и стремился, чтобы в них участвовало как можно больше экипажей кораблей. Сложилась негласная традиция, что все прибывавшие на флот молодые офицеры должны были принять в них участие. Отличившихся адмирал продвигал по службе, назначая командирами малых кораблей.
На Черном море мичман А.А. Попов начал службу на яхте «Орианда», которая в мае 1839 года принимала участие в высадке десанта российских войск под командованием генерал-лейтенанта Н.Н. Раевского у местечек Субаши и Псезуале. С 1839 по 1848 год и в 1850 году молодой офицер выходил в море на фрегате «Тенедос», прославленном бриге «Меркурий», линейном корабле «Три Святителя», брантвахтенном тендере «Струя», бриге «Орфей», шхуне «Гонец» и фрегате «Коварна». В марте 1844 года его произвели в лейтенанты. В 1849 году Андрей Александрович был переведен на новый пакетботный пароход «Эльборус». На нем и буксирном пароходе «Могучий» он участвовал в перевозке пассажиров и грузов между Керчью, городами, крепостями и укреплениями Черноморской береговой линии и до менгрельского Редут-Кале (Кулеви). За отличия в плаваниях у Кавказского побережья Попова наградили орденом Св. Анны 3-й степени.
Айвазовский И.К. Десант Н.Н. Раевского у Субаши
Уже в 1840-е годы проявилась тяга Андрея Александровича к усовершенствованию устройства, мореходных качеств кораблей и их вооружения. В марте 1848 года вышел в свет первый номер журнала «Морской сборник», где среди других была напечатана его статья в соавторстве с лейтенантом П.А. Перелешиным «Прибор для сосредоточивания выстрелов». Всего в 1848–1851 годах Попов опубликовал в «Морском сборнике» пять статей. Среди них: «Опыт над поворотами парохода», «Повороты на шкунах [шхунах – авт.]» «О новом устройстве битенгов [прочная полая тумба на палубе – авт.] для цепных канатов на кораблях» и др.
В 1851 году Андрей Александрович вступил в командование пароходом «Метеор», на котором в течение двух лет ходил из Николаева в Константинополь (Стамбул) и Эгейское море. Плавание вдоль турецких берегов позволило русским морякам собирать сведения об укреплениях в проливах Босфор и Дарданеллы. Летом 1853 года после ввода российских войск в Дунайские княжества – Молдавию и Валахию этот пароход осуществил кратковременный разведывательный поход по Дунаю до крепости Рущук (Русе). В том же году Попов совершил несколько переходов между черноморскими портами на пароходофрегате «Крым».
С началом Крымской (Восточной) войны 1853–1856 годов Андрей Александрович был назначен офицером для особых поручений при начальнике штаба Черноморского флота вице-адмирале В.А. Корнилове, затем при командире Севастопольского порта вице-адмирале П.С. Нахимове. В декабре 1853 года Попова произвели в капитан-лейтенанты. В начале следующего года он служил на новейшем 120-пушечном линейном корабле «Великий князь Константин», стоявшем на рейде Севастополя.
Весной 1854 года капитан-лейтенант А.А. Попов был назначен командиром 6-пушечного парохода «Эльборус». Корабль неоднократно выходил в море для поиска и уничтожения турецких торговых судов. В ночь на 6 мая пароход, используя густой туман, пришел в Севастополь, несмотря на блокаду порта англо-французской эскадрой. 30 июня В.А. Корнилов отправил «Эльборус» в крейсерство между Севастополем, мысом Керемпе (западнее турецкого г. Иноболу) и Босфором. За три дня Попов захватил и сжег два турецких купеческих брига. В дальнейшем Андрей Александрович совершил поездку в Одессу, откуда на 2-пушечном пароходе «Андия» доставил новые котлы для парохода «Тамань». Из Николаева он вернулся в Севастополь на пароходе «Турок» (бывшем турецком «Меджари-Теджарет»). В начале августа Попов сначала вывел в море для поиска судов противника «Тамань», а затем на «Эльборусе» сжег у Босфора еще одно турецкое торговое судно. 9 сентября Попов вышел из Севастополя на «Тамани», прорвал вражескую блокаду, обошел англо-французский флот, высаживавший войска у Евпатории, потопил еще одно турецкое судно и прибыл в Одессу.
С 15 сентября 1854 года [здесь и далее даты даны по старому стилю – авт.] А.А. Попов занимался установкой боновых заграждений в Севастопольской бухте и снарядил два брандера. От Морского министерства он обеспечивал сухопутную оборону города артиллерией и боеприпасами, организовал строительство пристаней для перевозки войск и вооружения. 7 октября при очередном обстреле города Андрей Александрович получил контузию.
Оборона Севастополя в 1854–1855 гг. Фрагмент панорамы художника Ф.А. Рубо
Во время обороны Севастополя А.А. Попов, учитывая неоднократные попытки противника войти в бухту под видом русских кораблей, разработал специальные опознавательные сигналы. Они делились на дневные (флажные) и ночные (корабельными огнями). Для того чтобы береговые посты в ночное время осветили вход на рейд, корабль должен был выпустить «несколько ракет, …по одной через каждую минуту или чаще попеременно со звездочками или простые – числом всего не менее шести». Сигналами обеспечивалось также своевременное взаимодействие кораблей и береговых батарей. В секретном порядке система сигналов была доведена сухопутным войскам, оборонявшим побережье.
В конце 1854 года Андрей Александрович за отличие был произведен в капитаны 2 ранга. В июле 1855 года его назначили флигель-адъютантом генерал-адмирала Великого князя Константина Николаевича и командиром 32-го флотского экипажа. По поручению генерал-адмирала Попов выезжал в Кронштадт, Выборг и Свеаборг, где делился опытом боевых действий. После этого Андрей Александрович был направлен с инспекционной поездкой на Дон для осмотра состояния укреплений в устье реки и вернулся в Севастополь. За боевые заслуги в Крымскую войну его наградили орденами Св. Анны 2-й степени и Св. Владимира 4-й степени с бантом и золотым оружием с надписью «За храбрость».
В середине декабря 1855 года Андрея Александровича направили в Архангельск «к наблюдению для более успешного хода работ» по постройке шести «винтовых лодок» (клиперов). В отчете об испытаниях первого клипера, «Разбойник», А.А. Попов записал: «Между значительным количеством разнородных судов, на которых я имел счастье служить доселе, не было ни одного столь остойчивого на волнении…». В августе 1856 года Попова за отличие произвели в капитаны 1 ранга. В сентябре он возглавил отряд из двух построенных клиперов, вышедших из Архангельска в Кронштадт. После перевода их на Балтику Андрей Александрович снова стал командиром 32-го флотского экипажа. В декабре его поставили во главе штаба отряда винтовых корветов, проходивших мореходные испытания. Тогда же с правом совещательного голоса он вошел в состав Кораблестроительного технического комитета. В 1857 году А.А. Попов непродолжительное время исполнял должность начальника штаба Кронштадтского порта, затем был откомандирован в Севастополь, где осмотрел состояние всех винтовых кораблей.
В июне 1858 года в судьбе Андрея Александровича началась «эпоха» океанских плаваний. Во главе отряда из винтовых корветов «Рында», «Гридень» и клипера «Опричник» (так называемый 2-й Амурский отряд) он вышел из Кронштадта на Дальний Восток с исследовательскими и дипломатическими целями (1-й отряд из трех корветов и трех клиперов под командованием капитана 1 ранга Д.И. Кузнецова ушел осенью 1857 года). Отряд Попова посетил Рио-Жанейро (Рио-де-Жанейро), Сингапур, Манилу, Кантон (Гуанчжоу), Нагасаки и в начале лета 1859 года прибыл в Николаевск-на-Амуре. Амурские отряды вели гидрографические работы, промеры и опись устьев рек, бухт и заливов российского Приморья. На зимовку корабли уходили в незамерзающие японские порты Хакодате и Нагасаки.
В начале 1860 года Попов возглавил отряд в составе корветов «Новик», «Рында» и клипера «Пластун», возвращавшийся в Кронштадт. 18 августа уже в Балтийском море восточнее о. Готланд на клипере произошел взрыв, и он быстро затонул. Из 110 членов экипажа удалось спасти только 34 человека. Следственная комиссия по выяснению причин гибели клипера и морской генерал-аудиториат не установили вины начальника отряда и определили, что взрыв произошел во время работ в крюйт-камере (пороховом погребе). В то же время в обществе активно обсуждалась версия о том, что корабль сознательно взорвал артиллерийский служитель Савельев, подвергавшийся унижению со стороны командования. Но упреков в адрес Попова не было. Известный русский писатель К.М. Станюкович в изданном в 1874 году описании взрыва на «Пластуне» указывал: «А.А. Попов далеко не был покровителем жестокости. Он и в это плавание со своим отрядом и затем в последующие свои дальние плавания с эскадрами, в качестве флагмана адмирала, отличался и необыкновенной заботливостью о матросах, и гуманным к ним отношением и строго следил, чтобы на судах его эскадры командиры и офицеры не проявляли жестокости и избегали телесных наказаний и кулачной расправы».
О невиновности А.А. Попова свидетельствовал и тот факт, что в 1860 году за участие в дальневосточной экспедиции он был награжден орденом Св. Владимира 3-й степени с мечами. В феврале следующего года его назначили действительным членом Морского ученого и Кораблестроительного технического комитетов Морского ведомства, а в апреле произвели за отличие в Свиты Е. И. В. контр-адмиралы. После этого Попов был командирован на клипере «Абрек» в Великобританию для установки 300-сильной паровой машины и ознакомления с новейшими изобретениями в области артиллерии.
В январе 1862 года Андрей Александрович убыл из Кронштадта «для принятия начальства над эскадрою, долженствовавшую плавать в китайских водах» (эскадрой Тихого океана). В июле следующего года молодой адмирал был награжден орденом Св. Станислава 1-й степени. Состоявший в это время при адмирале гардемарин К.М. Станюкович через 30 лет в своем рассказе «Беспокойный адмирал» даст Попову следующую характеристику: «В этом энергичном лице, и во всей этой коренастой, дышавшей здоровьем фигуре чувствовалось что-то стихийное, сильное и необузданное, и в то же время доброе и даже простодушное, особенно во взгляде, мягком и ласковом, каким в настоящую минуту адмирал смотрел на море. Глядя на этого человека даже и в эти спокойные минуты созерцания, никто не подумал бы усомниться в заслуженности составившейся о нем во флоте репутации лихого и решительного, знающего и беззаветно преданного своему делу моряка и деспотически страстного, подчас бешеного человека, служить с которым не особенно покойно».
В сентябре 1863 года четыре корвета и два клипера под командованием А.А. Попова направились к Западному побережью Северо-Американских Соединенных Штатов (САСШ) для демонстрации поддержки Россией федерального правительства северян во время Гражданской войны 1861–1865 годов. 1 октября эскадра вошла на рейд Сан-Франциско (корвет «Новик» сел на мель и впоследствии был продан американцам на лом). Немногим ранее с Балтики к Восточному побережью САСШ пришла эскадра контр-адмирала С.С. Лесовского. Демонстрация силы Россией повлияла на события не только в Северной Америке. Из-за угрозы морским коммуникациям антироссийская коалиция Великобритании, Франции и Австрии, оказывавшая открытую поддержку Польскому восстанию 1863–1864 годов, фактически распалась.
Корабли российского флота в Сан-Франциско. 1863 г.
24 июля 1864 года А.А. Попов сдал командование эскадрой контр-адмиралу И.А. Ендогурову и убыл в Россию. В том же году в связи с окончанием Кавказской войны Андрея Александровича наградили крестом «За службу на Кавказе». После возвращения в Кронштадт Попов со свойственным ему увлечением начал осваивать новую специальность – кораблестроение. Произошли изменения и в его личной жизни: Андрей Александрович женился на дочери отставного морского офицера, Варваре Карловне Фонтон, а в 1865 году у них родилась дочь Екатерина.
С 1865–1875 годах Попов практически ежегодно выезжал в Великобританию и Францию для ознакомления с новыми разработками по проектированию кораблей, их вооружению и оснастке. На американском мониторе «Миантономо» он совершил переход из Гамбурга в Шербур и после этого пришел к идее строительства для российского флота крейсера «мониторного типа». Как член кораблестроительного отделения Морского технического комитета он участвовал в опытах с погружающейся подводной лодкой конструкции И.Ф. Александровского и подъемом затопленных судов с помощью «воздухоподъемных мешков», а также в испытании 15-дюймовой чугунной пушки.
В 1869 году по проекту А.А. Попова в Санкт-Петербурге был заложен брустверный броненосец (по терминологии изобретателя – «монитор-крейсер») «Крейсер», переименованный в 1872 году в честь 200-летия со дня рождения Петра I в «Петр Великий». По его же проекту в 1870–1872 годы были построены первые в истории мирового кораблестроения броненосные крейсеры «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский». В 1867 году Попов был удостоен ордена Св. Анны 1-й степени с мечами, а в 1869-м – Св. Владимира 2-й степени с мечами. В марте 1871 года Андрей Александрович получил звание генерал-адъютанта, а в сентябре следующего года был произведен за отличие в чин вице-адмирала.
Броненосец «Петр Великий»
В конце 1860-х годов военный министр генерал от инфантерии Д.А. Милютин поднял вопрос об усилении обороны Днепро-Бугского лимана и Керченского пролива специальными кораблями. При этом были выдвинуты три условия: малая осадка корабля (около 4 м); бо?льшая толщина брони, чем у иностранных броненосцев; мощная артиллерия (280 мм). А.А. Попов, помня как в Крымскую войну французы при бомбардировке русской крепости Кинбурн в октябре 1855 года применили «плавучие батареи» – небольшие тихоходные пароходы, обшитые 10-сантиметровыми сплошными коваными листами железа, с установленными на них крупнокалиберными орудиями, предложил построить плавучие броненосные батареи. Он предложил выполнить их в необычной круглой форме в расчете сделать неуязвимыми для снарядов, попавших в корпус под углом. До начала постройки были сделаны опытные модели: две круглые шлюпки диаметром 3,35 и 7,3 м. Результаты их испытаний признали удовлетворительными. Круглые броненосцы, получившие название «поповок», должны были иметь броню от 152 до 229 мм, развивать скорость 6 узлов (11 км/ч). На них планировалось устанавливать по два 280-мм нарезных орудия Круппа. С целью экономии средств «поповки» решили строить в Санкт-Петербурге, а сборку осуществлять в Николаеве.
Первый черноморский броненосец, названный «Новгород», был торжественно спущен на воду в мае 1873 года. Он вызвал неоднозначную реакцию специалистов. В ходе его испытаний вскрылся ряд недостатков. На крупной волне корабль качался во всех направлениях. Вода перехлестывала через низкие борта и затапливала нижние помещения. Качка из-за большой ширины и малой осадки была стремительной и резкой, что влияло на самочувствие экипажа и точность артиллерийской стрельбы. Темп стрельбы был крайне низким (на перезарядку орудия уходило до 10 минут). Поэтому Попову пришлось неоднократно вносить изменения в конструкцию корабля.
Красовский Н.П. Встреча поповки «Новгород» в Севастополе 2 сентября 1873 года
В 1874 году в Николаеве был заложен второй броненосец, названный вначале «Киев», а затем переименованный по личному указанию императора Александра II в «Вице-адмирал Попов» (редкий случай названия корабля в честь живого человека, не принадлежавшего к императорской фамилии). Его спустили на воду в сентябре 1875 года, вооружив более мощными, 305-мм орудиями. Важным достижением отечественного кораблестроения было и то, что практически все элементы «поповок» были изготовлены на российских заводах. За успехи в строительстве кораблей Попова в 1876 году наградили орденом Белого Орла. В тот же год его назначили членом Адмиралтейств-совета, который обсуждал законопроекты, касавшиеся морского ведомства, занимался инспектированием флотов, портов и морских учреждений.
Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов Андрей Александрович был откомандирован в распоряжение главнокомандующего действующей армией, руководил переоборудованием торговых судов для военных целей. Его черноморские броненосцы по итогам войны также были неплохо оценены. Начальник Приморской обороны Одессы контр-адмирал Н.М. Чихачев писал: «На основании заключений особой комиссии, а равно и на личном моем ознакомлении… я вполне признаю огромную оборонительную силу "поповок", особенно в таких местах, как Одесса, где оборонительная линия растянута на большое расстояние, и их огромные орудия могут удобно переноситься с одного фланга на другой для поддержки атакованных батарей...».
«Новгород» и «Вице-адмирал Попов» в Севастополе. Конец 1870-х гг.
В апреле 1878 года в семье Поповых произошло важное событие – родилась вторая дочь, названная Варварой. В следующем году Андрей Александрович удостоился ордена Св. Александра Невского и представил проект третьей «поповки», эллиптической по форме. Но вместо броненосца вице-адмиралу было предложено построить в Великобритании императорскую яхту «Ливадия» взамен разбившейся годом ранее. При переходе в Черное море в октябре 1881 года этот «эллиптический» корабль попал в шторм в Бискайском заливе и из-за необычной формы получил сильные повреждения. После ремонта яхту переименовали в пароход «Опыт».
В феврале 1880 года А.А. Попова назначили председателем кораблестроительного отделения Морского технического комитета. В том же году Комитет и управляющий Морским министерством одобрили проект Андрея Александровича по постройке полуброненосного фрегата, который должен был «наносить возможно больший вред неприятельской морской торговле и уходить от неприятельских броненосцев». В 1882 и 1883 годы на воду были спущены два корабля этого проекта, названные «Владимир Мономах» и «Дмитрий Донской». За их создание Попов был награжден алмазными знаками ордена Св. Александра Невского.
Полуброненосный фрегат «Дмитрий Донской»
В январе 1891 года Андрей Александрович был произведен в адмиралы, а в следующем году «в награду подвигов, совершенных им на поприще государственной службы», удостоен ордена Св. Владимира 1-й степени. Последние годы жизни адмирала хорошо описаны в изданной в 1900 году 11-й части Общего морского списка: «Как человек науки и практики, адмирал Попов до конца своей жизни не переставал следить за всеми техническими усовершенствованиями морского дела, вводившимися в иностранных флотах, и своими знаниями делился с сослуживцами – техниками, подавая живой пример последним, как надо служить и работать на пользу русского флота».
Попов А.А. с женой и дочерями
Скончался Андрей Александрович 6 марта 1898 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском кладбище. Память о нем сохраняется в названии ряда географических объектов на территории России. Его имя носят остров и поселок в заливе Петра Великого в Японском море (в 20 км к югу от Владивостока), а также мыс в бухте Провидения в Беринговом море (у юго-восточного берега Чукотки).
Перу упомянутого уже К.М. Станюковича приписывают девиз всей жизни адмирала: «Забывая себя, он требовал и от окружающих сослуживцев забвения своих личных интересов для пользы дела».
Алексей Спирин,
начальник 3 управления Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат исторических наук